Оглавление
В тот день и час
Не всегда родители мучились над выбором имени – долгое время у них под рукой были святцы, книга, в которой указывались дни поминовения святых. Родилась в начале сентября – быть тебе Наталией или Марфой, а если в начале марта – то Валентиной или Анфисой. Святцами пользуются и сейчас, как и гороскопами. Считается, что каждому знаку зодиака соответствуют определенные имена, которые усиливают его энергию. Человек, носящий имя, связанное с месяцем его рождения или со святым, чье имя поминалось в день, когда он родился, может чувствовать поддержку высших сил, но вместе с тем слишком сильно этим силам доверять, не желая что-то менять в своей жизни и меняться самому: «Я же Лев, что с меня взять? У меня даже имя "львиное"!»
Рожденные революцией
Революция отменила святцы, и креативность родителей, придумывавших имена своим детям, вышла из берегов. Впрочем, креативностью этой все равно управляло время: Искры, Марлены, Тракторины, Сталины и Даздрапермы (сокращенное «Да здравствует первое мая») говорили о том, что все вокруг меняется, переделывается, появляется много нового, в том числе и новые люди. Однако «новые люди» предпочитали менять свои имена на что-нибудь попроще – время сменилось, и гордиться сложным, трудновыговариваемым именем уже не хотелось.
Следующий всплеск нетипичных имен был во время перестройки: страна стремилась к европейской жизни, и родители называли детей Даниэлями и Сабинами, но встречались также Бегин («Березовский – гений интриг») и Гобезар («Год без зарплаты»). Возможно, эти мальчики уже поменяли свои имена, а вот Даниэлям, Эммам, Сабинам делать это вряд ли захочется: человеку с европейским именем легче учиться в другой стране и работать в иностранной фирме.
Сейчас время делает новый виток, и все больше разговоров о том, что надо изучать и любить историю своей страны и, вообще, держаться корней – и вот в песочнице играют Агафьи, Феклы, Елисеи и Любавы.
Гоша, он же Гога, он же Георгий Иванович
Человек, который носит распространенное имя, намного легче адаптируется к переменам, без особенных проблем справляется с рутинной работой и хорошо чувствует себя в коллективе и, если коллектив любит и поддерживает его, может добиться большого успеха. Если же поддержки нет, то такому человеку приходится напряженно думать над тем, как обратить на себя внимание, выделиться из группы тезок («Катя? Это которая?»), особенно если фамилия и внешность у него тоже обычные. Это также очень стимулирует.
А вот обладателя редкого имени обычно запоминают быстро, легко прощают ему некоторую эксцентричность, необычную манеру держаться или одеваться. Но и ждут от него тоже многого и бывают разочарованы, если он держится скромно и никак себя не проявляет. И если ожидания окружающих людей слишком серьезны и начинают мешать жить, а редкое, красивое имя становится непосильной ношей, правильнее будет «спрятать» его – например, представляться Аней, не рассказывая, что в паспорте написано «Анжелика».
Чужой среди себя
Самые серьезные споры родителей над кроваткой пока еще не названного младенца происходят тогда, когда оба хотят назвать ребенка в честь какого-нибудь родственника: мать предлагает своего, отец – своего. Если отношения в семье не лучшие, ребенку потом придется выслушивать язвительные комментарии: «Ну вот, назвали тебя Ирой в честь отцовской сестры, ты и ведешь себя, как она, неряха! А была бы Машенькой, никогда бы так себя не вела!» И бедная девочка остается в убеждении, что она плоха уже потому, что ее зовут каким-то определенным образом, и сам звук нейтрального милого имени может впоследствии заставлять ее втягивать голову в плечи: сейчас начнут ругать.
С позитивными ожиданиями тоже легко «пережать» – девочка может гордиться тем, что ее назвали в честь прабабушки, умницы и красавицы, с удовольствием рассматривать ее портрет, самостоятельно учиться играть на фортепиано, потому что прабабушка играла замечательно. Но родительские ожидания: «Мы назвали тебя так, потому что ждем, что ты будешь копией своей прабабушки, а если ты такой не станешь, мы будем разочарованы», – могут привести к тому, что девочка станет чувствовать себя недостойной своего имени, которое по праву принадлежит не ей, а кому-то другому. Это прабабушка была настоящей Вероникой, это ее имя, а я ненастоящая. Период «рассоединения» со своим именем, внутренним отказом от него может быть очень трудным, почти невыносимым до тех пор, пока не появится, не придумается собственное внутреннее имя.
Если имя перегружено ожиданиями, всегда есть риск с ним не совпасть. Часто мамы и папы называют детей своими именами, и, хотя объяснение обычно такое: «Ничего не придумалось, ну, мы и решили, что пусть будет еще одна Танечка!», – это прежде всего говорит о том, что такая мама словно достраивает, усиливает, увеличивает себя с помощью дочери. И если «еще одна Танечка» отказывается быть материнским продолжением, походить на мать во всем и не расставаться с ней никогда, это воспринимается как предательство.
Мое второе имя
Поменять имя легко – надо обратиться в ЗАГС, написать заявление и заплатить госпошлину. Поэтому, если с именем, данным тебе родителями, живется трудно, оно «давит», на него не хочется отзываться, – лучше это сделать. И если ты уже знаешь, какое имя тебе хотелось бы носить, для начала немного потренируйся: попроси друзей какое-то время называть тебя именно так и следи за своими ощущениями. Новое имя ты выбираешь себе осознанно, поэтому принцип «просто нравится» здесь вряд ли подойдет: любое имя связано с определенной энергией и ожиданиями, поэтому, становясь из Нины Олесей, лучше знать, для чего это происходит.
Менять документы не всегда обязательно: иногда «несчастливое» имя можно сделать счастливым, слегка его изменив: к примеру, тихая, замкнутая Саша может добавить себе немного храбрости, представляясь Сандрой, или увеличить свои способности к флирту, называясь Алькой или Шурочкой. Такие изменения, на первый взгляд не несущие в себе особого смысла, могут серьезно изменить жизнь. Поэтому, хотя бы из интереса, попробуй покатать на языке разные версии своего имени и посмотреть, какой ты становишься, если тебя так называют.
Никто не знал, а я Бэтмен
Имена, данные в честь героев, политиков, кинозвезд, тоже налагают ответственность — Белла, названная в честь Ахмадулиной, но не любящая стихов, Майя, которую назвали в честь Плисецкой, совершенно не умеющая танцевать… Впрочем, здесь может быть и свой плюс: зная, что ее назвали в честь прекрасной поэтессы, девушка может через некоторое время еще раз перечитать ее стихи и отнестись к ним с большим интересом, ведь обычно мы испытываем симпатию к тем, кого зовут так же, как нас.