На выставке демонстрируются произведения тех, кто будет представлять российское искусство в ближайшем будущем. К выпускникам уже присматриваются галеристы, а для тех, кто только выбирает свой путь в искусстве, проект может стать хорошим гидом.
Мы выбрали несколько интересных работ молодых художников и рассказываем, о чем они.
Оксана Рейман
Университет креативных индустрий Universal University
«Выход во вход»
Лабиринт из геометрических фигур (оргстекло)
Британская высшая школа дизайна, BA (Hons) Product & Industrial Design
Эта инсталляция напоминает пространственные композиции авангардистского художника и одного из первых дизайнеров в России Эль Лисицкого. Его работы — это прекрасный и очень точный пример уравновешенной цветовой композиции, в которой нет ничего случайного или лишнего. Подобно Лисицкому, Оксана Рейман пытается выразить хрупкий баланс между упорядоченностью любой искусственной структуры и хаосом жизни. Художница желает добиться не упрощения, а хочет выделить самое главное в потоке мелькающих образов.
Маша Ульянова
Московская школа фотографии и мультимедиа имени Александра Родченко
«Телосекомые»
Гипс, 3D-ручка, эпоксидная смола, кресло, банки
Доказывая актуальность творчества Франца Кафки для современной жизни, Маша Ульянова придумала причудливых и гротескных телосекомых — это новый род насекомых, которые в страхе перед человеком начали мимикрировать под него. У каждой новой особи есть прототип в виде реального насекомого (улитка, оса, бабочка) и части тела человека.
Галина Андреева
Институт современного искусства Иосифа Бакштейна
Серия LEGO Human
Левкас, темпера
Куратор: Станислав Шурипа
LEGO Human — яркая серия полотен, изображающих унификацию современной жизни, где каждая отдельная плитка — это герой: субъект, объект, ситуация (робот, водопад, швейная машинка, причал, воронка времени). С другой стороны, работы являются прообразом технологического будущего, собранного из множества похожих элементов и готового к изменению в зависимости от внешних условий. Форма деталей, внешний контур, цвет каждого компонента, как прообраз ДНК, создают свой неповторимый настрой и исключительное состояние.
Настя Милова
Российский институт театрального искусства – ГИТИС
Факультет сценографии
Сцена из иммерсивного спектакля по пьесе Людмилы Петрушевской «Золотая богиня»
Настя Милова выбрала для диплома добрую сновидческую сказку «Золотая богиня» Людмилы Петрушевской. Место постановки – Сельский театр драмы и комедии в Фомихе, спектакли которого могут быть сыграны в лесу или на воде. По решению художницы ее постановка также должна проходить на природе. Предполагается, что зрители будут наблюдать за сценками в чистом поле и сами участвовать в действии, а инсталляции, установленные для спектакля, останутся там как арт-объекты. По сюжету пьесы, главный герой ходит по деревне и красит всё золотой краской – инсталляция со старой дверью и золотым зеркалом сделана специально для выставки и иллюстрирует эту часть сценографии.
Оля Махно
Университет креативных индустрий Universal University
«Перекати-поле»
Коллаж, акрил, графит, тушь, найденные объекты, перекати-поле
Московская школа современного искусства. Программа «Современное искусство»
По признанию самой художницы работа «Перекати-поле» — это оммаж роману «Сто лет одиночества» Габриэля Гарсиа Маркеса. Маркес пишет: «Миновал век метаний <…> Что за ним последует? Очередные сто лет, сто зим одиночества». Оля Махно создает большое коллажное полотно из льна — это тот самый «век метаний», сотканный из разнородных образов и знаков. Рядом с картиной инсталлированы сухие растения — метафора чистой материальности, которая существует всегда параллельно символической реальности, но в то же время отстраненно от нее.
Майя-София Жуматина
Школа дизайна НИУ ВШЭ
«Фигуративные абстракции»
Смешанная техника, пластик, маркер
«Фигуративные абстракции» Майи-Софии Жуматиной созданы при помощи автописьма. Такая техника граничит с медитацией — художник дает волю своему бессознательному, позволяя руке самой выводить рисунок. В таком случае результат работы становится абсолютно непредсказуемым, в том числе и для самого автора. Тем самым, графическая серия обращается к внутреннему содержанию памяти. Случайности в процесс добавляет и то, что готовые работы — это несколько наложенных друг на друга изображений. Рисунки переплетаются, не затрагивая при этом друг друга, что отсылает к утраченному единству того, что было взято из памяти.
Артем Башкирцев
Московская школа фотографии и мультимедиа имени Александра Родченко (online)
«Фрустрация»
Бумага, аналоговая фотография, пигментная печать
Как говорят социологи, миллениалам тяжело даются значимые решения, необходимые для взрослой жизни. Выбор для них становится сложным и мучительным процессом. Люди чувствуют дискомфорт, впадают в состояние фрустрации. Этот процесс все переживают по-разному, но очень часто — наедине с собой. Фотоработы Артема Башкирцева — это попытка зафиксировать человека в момент нерешительности и выбора, когда проявляются определенные паттерны поведения, скрытые в привычной жизни. При этом эти снимки не лишены доли доброй иронии. Художник не хочет уходить в догматизм и нарочитый психологизм, поэтому вносит некий комедийный элемент в отображение ситуации.
Александр Кашин
Институт современного искусства Иосифа Бакштейна
Портрет художника. Сборная модель
Металл
Скульптура Александра Кашина напоминает силуэты детских площадок, что уже призывает зрителей отказаться от поиска ложных смыслов и скорее довериться интуиции и игре. Действительно, разгадка этой композиции лежит в свободе интерпретации и возможности не сковывать себя удобоваримыми концептами. Как может существовать произведение искусства на выставке и вне ее? Как зритель может с ним взаимодействовать? Художник предлагает поразмыслить над этими вопросами и неким волшебным, чудесным образом собрать собственный шедевр.
Светлана Чимитдоржина
Московкий государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова при Российской академии художеств
«Да»
Холст, масло
Триптих из картин «Да», «Нет» и «Не знаю» представляет собой размышление о сложности выбора. На полотнах изображены лица, нарисованные красными, черными и белыми цветами, что создает сильное напряжение. Прямой взгляд красного лица из черноты раскрывает «Да» как ответ на вызов. Наоборот, в картине «Нет» взгляд направлен вниз, закрытое прядью волос лицо отдаляется от зрителя. Картина «Не знаю» отличается спокойной композицией. Тем самым художница хочет показать, что воспринимает этот ответ как позицию силы, а «Да» и «Нет» для нее это субъективные оценочные позиции.