«Брат» режиссера Алексея Балабанова вышел на экраны в 1997 году и стал легендой буквально после первого показа. Фильм получил гран-при «Кинотавра» за лучшую режиссуру и лучшую главную мужскую роль. Данила Багров стал настоящим символом поколения, а простая, в сущности, история была рассказана так мастерски, что ни один зритель не остался к ней равнодушным.
А ведь Балабанов совершенно не рассчитывал на такой успех, и снимал фильм без средств, на собственном энтузиазме и с помощью друзей. Сценарий он написал буквально за несколько дней, сидя на даче за пятилитровой кастрюлей супа, которой запасся, чтобы и не страдать от голода, и не отвлекаться лишний раз на еду.
Актеры согласились сниматься или вовсе без гонорара или за крошечные деньги. Никаких спецэффектов, дублеров и каскадеров — все, что только можно было, снимали с первого дубля и с минимальными ресурсами.
Роль Данилы была написана конкретно под Сергея Бодрова-младшего: с ним режиссер познакомился накануне и был настолько околдован его харизмой, что решил снимать питерскую историю про самого обычного «героя нашего времени» — и обязательно с Сережей в главной роли.
То, как должен выглядеть этот герой, тоже решалось в процессе, и рассчитывать на огромные ресурсы костюмерных не приходилось. Однако случайный подбор одежды для персонажей оказался настолько удачным и характерным, что «Брат» часто называют «энциклопедией моды 90-х» — про Кэт, Немца, Свету и других многое можно сказать, только посмотрев на них.
Но, конечно же, особая удача — растянутый свитер Данилы. Это настоящая кольчуга богатыря XX века, выходящего на битву с драконом!
Свитер был случайно куплен на Уделке — барахолке секонд-хенда на Удельном рынке в Петербурге. Надежда Васильева (в то время жена, ныне — вдова Алексея Балабанова) выудила его из огромной кучи ношеной одежды и сторговалась на цену 40 рублей. Поначалу режиссер счел свитер «пижонским», но Васильева была уверена в своем выборе, и накинула на Бодрова-младшего, примерившего свитер, еще и «убитую» синюю болоневую куртку. «Ну теперь нормально!», — обрадовался Балабанов.
В куртке поверх свитера Данила появляется не во всех сценах «Брата». Еще одной узнаваемой деталью его образа стало темное пальто-бушлат, предположительно американского бренда Stone Island — по крайней мере, фанаты нашли такую модель именно в линейке этой фирмы. Однако пальто Багрова лишено брендированных нашивок, поэтому остается только гадать, была ли это фирменная вещь, или же ноунейм. В этом пальто ходил сам Балабанов, и в какой-то момент решил переодеть в него своего главного героя.
Фото: кадры из фильма