Психология

Шаг вперед: как правильно мотивировать ребенка

Getty images

Саша бежит на испанский как на праздник, а Настю приходится каждый раз уговаривать? Макар делает уроки за час, а Гриша растягивает выполнение заданий на полдня, постоянно отвлекаясь то на телефон, то на обиженное ворчание «ненавижу эту домашку». 

Лучшая школа в районе, курсы верховой езды, запись на которые закрыта на год вперед и иностранный с носителем – совсем не гарантия, что ребенок проявит рвение или хотя бы интерес. О том, как правильно мотивировать школьника, рассказывает детский психолог Евлалия Просветова.

Сформулировать причину

У каждой семьи свои ценности и понятия о том, что такое успешная и гармоничная личность. Как правило, склонности к чему-то у детей начинают проявляться после девяти лет, до этого им просто хочется, чтобы преподаватель был добрый, веселый и не ругался.

Поэтому в целом выбор школы или секции делают родители. Важно понять, чем именно мы руководствуемся, и объяснить ребенку, почему он должен вставать в субботу в девять утра и куда-то ехать. 

Ходить на плаванье полезно для здоровья, а у тебя, как и у меня с папой, проблемы со спиной и осанкой. Занимаясь рисованием, ты разовьешь фантазию, это поможет тебе в будущем. Выучишь английский – тебе откроются двери зарубежных вузов, а в детстве язык усваивается лучше.

Иногда оказывается, что истинная причина не имеет никакого отношения к благу и интересам ребенка, и все дело в страхе быть недостаточно хорошей матерью или порадовать свекровь, которая видит внука скрипачом. В этом случае есть риск транслировать двойной посыл: «надо ходить, а то расстроишь маму» или даже «скажи, что скрипка ерунда, пусть бабушка поймет, что ее педагогические теории устарели».

Обеспечить физический комфорт

Иногда нелюбовь к плаванью, музыке или школьным урокам связана совсем не с отсутствием мотивации, а с обычной усталостью, голодом или неудобной обувью.

Если на танцы надо бежать сразу после школы, а для этого еще  пообедать щами из квашеной капусты в школьной столовой, потому что домой зайти не получится, ребенок будет капризничать, ныть и не проявлять ни малейшей инициативы.

Но если перенести занятия на другое время и другой день, а в школу с собой дать вкусный бутерброд и любимый сок, энтузиазм сразу появится.

Часто успеваемость в новой и объективно хорошей школе резко падает только из-за того, что на уроки приходится вставать на час раньше или ехать на машине, где сильно укачивает.

Кроме того, у каждого ребенка свое сенсорное восприятие. Например, он чувствителен к низким температурам, и тогда холодный неуютный бассейн поставит крест на карьере пловца.

В этом случае уговоры, примеры и бодрый настрой сработают куда хуже, чем повышение уровня комфорта.

Убедиться в психологической безопасности

Для младших школьников большое значение имеет личность взрослого: тренера на секции или педагога в школе.

Принимающий и доброжелательный взрослый вызывает желание ходить и стараться, даже если что-то не всегда удается. Критикующий, авторитарный, саркастичный пугает, даже если ты ходишь в любимчиках и выполняешь задания лучше всех.

Важно и то, как быстро ребенок в принципе идет на контакт. Если ему стабильно нужно время, чтобы наладить отношения, не стоит делать выводы после первого «не хочу, мне там не нравится». Предложить походить месяц-два, а после этого сделать выводы. Полезно, если первое время он будет знать, что мама никуда не ушла и сидит в коридоре, надежный взрослый рядом.

Учесть тип мотивации

У детей в возрасте примерно от трех и до семи лет ведущая, то есть наиболее важная для развития, деятельность – игровая. С семи до одиннадцати – учебная, им уже не нужно, чтобы про буквы и цифры рассказывал кукольный Петрушка или Буратино, который дарит звездочки за правильные ответы, достаточно учительницы Ольги Петровны. 

Но если ребенок не доиграл в детстве, то его учебная мотивация, желание преодолевать сложности, узнавать новое, может до конца не сформироваться, и тогда упор стоит сделать на игровую. Выбрать секцию, где занятия проводятся в развлекательном формате или хотя бы придумать собственную историю, в которой герой будет ходить на футбол, чтобы спасти мир от монстров-пришельцев.

Повысить эффективность

Ребенку важно ощущать, что его действия приносят результат. Он может быть самый разный – не умел плавать и научился, проплывал метр, а теперь можешь преодолеть десять. Если эффективность нулевая, желание заниматься скоро пропадет – примерно как у мам с маленькими детьми во время уборки квартиры.

Повлиять на результаты занятий мы не можем, но есть и другие способы.

Например, научить сравнивать свои успехи не с чужими достижениями, а с собственными: смотри, чему ты научился.

Отмечать каждое посещение звездочкой, а за каждые десять звездочек давать приз. Идти в кафе после занятий и пить там специальный, только для таких случаев, милкшейк.

Лучше, если промежуток между достижением и наградой будет небольшим: не подарок в конце учебного года, а приятная мелочь после окончания четверти.

Давать обратную связь

Конечно, положительную, но не в форме дежурного «молодец, умница» или сомнительного «на этот раз постарался, почему всегда так нельзя?». Не нужно давать оценку как таковую, достаточно просто озвучить достижение, показать, что заметили его: «Смотри, ты получил высший балл по математике», «Тебя взяли на городскую олимпиаду», «За этот месяц ты ни разу не пропустил шахматы», «У тебя такая яркая осень на рисунке, как настоящая!»

Перестараться с похвалой тоже опасно. Если бурно реагировать на каждое достижение –  здорово, классно, ты лучше всех, я так горжусь – то положительная оценка станет необходимостью, а ее отсутствие – личной драмой. Обмороки перед экзаменами, слезы из-за четверки и ощущение, что всегда нужно быть на высоте – несоразмерно высокая плата за успех. Иногда «отличницы по жизни» боятся пробовать что-то новое лишь из-за страха не оказаться лучшей.

Важно и то, как взрослый относится к неудачам ребенка. Если папа или мама спокойно реагируют на проигрыш или неловкую попытку пройти через весь веревочный городок на детской площадке, то попробовать еще раз – совсем не страшно.

Если же злятся или расстраиваются, лучше не пытаться вовсе, ведь новый провал снова вызовет негодование. Такой же эффект может иметь установка «все обязательно получится, я верю, ты будешь первым, не подведи».

Но при этом у каждого ребенка есть еще и свой, врожденный уровень чувствительности. Один, проиграв, немного погрустит и вновь попытает счастья, другой надолго замкнется в себе. В последнем случае лучше не выбирать секции и кружки и школы, где ярко выражен соревновательный момент.

Передать ответственность

Средний школьный возраст учителя справедливо называют сложным – учебная мотивация падает, а желания нравиться взрослым уже недостаточно. В 11-12 лет дети вообще начинают разочаровываться в них и их всемогуществе, слова мамы, папы и педагогов теряют вес и становится не очень понятно, зачем их вообще слушать.

И здесь важно транслировать ребенку, что учеба и секции – это, в первую очередь, его дело, его зона ответственности. Взрослые могу помочь – организовать рабочее место, рассчитать время, но не сделать вместо.

Если родители заметили, что есть сложности, не стоит предлагать готовое решение. Сначала спросите, что ребенок думает по поводу происходящего, почему потерял интерес, как планирует решать проблему.

Показать пример

Можно сколько угодно говорить о пользе спорта, чтения и правильного здорового питания, но куда лучшим мотиватором станет поведение родителей.

Но только не демонстративный и нравоучительный вариант: смотри, мне тоже хочется поспать, но я встаю и иду в парк бегать. Искренняя любовь к чему-либо, от хобби до работы, подействует куда лучше. И даже если ребенок не захочет фотографировать или вышивать, он запомнит, что увлечения способны приносить радость.

Вариант с преодолением трудностей будет уместен, если речь идет о развитии трудолюбия или терпения, но и тут важно не перестараться со сравнениями «я смог, а ты почему нет?».

Продемонстрировать очевидные плюсы

Во всем, чему ребенок учится, можно найти практическую пользу, которая сделает занятия еще более ценными. Например, умение играть в волейбол – это еще и отличный способ заявить о себе в новой компании, познакомиться с кем-то на пляже.

Если ты красиво рисуешь, то сможешь стать художником школьной стенгазеты или создать красивые авторские открытки для друзей, а игра на гитаре сделает тебя желанным гостем на любом празднике.

Помогите создать ситуацию, в которой ребенок поймет ценность и значимость приобретенных навыков.

Источник

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»