Оглавление
Твое или его?
Прежде всего, проведи ревизию своих целей и надежд на талант ребенка. Если ты заранее строишь планы и имеешь ожидания на предмет его способностей (пусть даже это все нацелено только на благо ребенка) – это может вызвать определенные проблемы. Родительские амбиции, мотивации типа «найти спортивные способности, чтобы ребенок прошел на бесплатное место в американском университете» или «готовить его в программисты с первого класса» значительно ограничивают самого ребенка, не говоря уже о «мне конный спорт был недоступен, пусть хотя бы у нее будет». Они забирают у ребенка пространство его выбора, его жизни, и, как правило, спустя какое-то время он решительно отторгает навязанное, возвращая родителям не благодарность, а горькие упреки.
И даже если родительские амбиции совпадают с одаренностью чада, это также может стать ловушкой: мы начинаем ждать или даже требовать от ребенка результатов и отличий, тогда как он нуждается прежде всего в удовлетворении особых образовательных потребностей.
Чтобы талант развивался, надо позволить его выражать
Очень важная часть – дать ребенку возможность проявить свои способности. Кажется, что это звучит просто, но на деле высокоодаренные дети порой доставляют много неудобств родителям: они бывают очень любопытными, настырными, требовательными и активными, настоящие энерджайзеры. Это порождает соблазн выдать ребенку планшет, чтобы хотя бы немного вздохнуть, или покупать все новые и новые игрушки, чтобы занять непоседу.
Но для того, чтобы дар мог проявить себя, нужно позволить ребенку скучать. Это часто бывает слабым местом современных детей, у которых не появляется возможности и потребности занимать себя самим, размышлять, придумывать что-то. А между тем, это та самая точка инициативы, выбора, в которой становятся видимыми склонности и интересы самого ребенка. Постарайся не нашпиговывать его день до отказа полезными занятиями, оставляй выбор и свободное время. Свободное время – не равно время, проведенное с развлекающими гаджетами. Их стоит ограничить лимитами.
Чтобы развить талант, его нужно заметить
Но как? Сравнивать каляки на обоях с художественными альбомами? Записать во все секции сразу? Что делать? Рассказываем.
Первые признаки способностей в какой-либо области ты можешь заметить довольно рано, еще в дошкольном возрасте. Это может быть выраженная склонность к какому-либо занятию, опережение сверстников в каком-то навыке, необыкновенная ловкость и легкость, с которой ребенок справляется с чем-либо. В раннем возрасте признаки одаренности бывают и неспецифичными, это могут быть:
- Опережающее моторное развитие – замечательная быстрота и легкость освоения новых физических навыков, ловкость движений;
- Опережающее интеллектуальное развитие: интерес и познания в разных областях (включая неожиданные для тебя), хорошая память, высокая скорость обучения, когда ребенок буквально хватает все на лету, тяга к интеллектуальным играм, любовь к книгам, играм и фильмам для более старшего возраста;
- Богатые вербальные способности: большой словарный запас, ребенок рано начинает говорить и не останавливается, говорит без ошибок сложными предложениями. Любит вербальные игры, сам рано учится читать, легко описывает свой опыт, объясняет сложное, угадывает;
- Любопытство: он задает бесконечные вопросы обо всем на свете, интересуется абстрактными понятиями, любит пробовать новое;
- Креативность: у ребенка есть воображаемые друзья, он любит игры в «как будто». Много времени проводит в творчестве, делает необычные поделки нестандартными путями, прорабатывает детали, рождает новые идеи и понятия, эмоционально вовлекается в игры и творчество;
- Высокая энергия: он всегда в движении или размышляет, остается активным, пока не падает с ног;
- Высокая способность к концентрации: ребенка трудно отвлечь, если он погружен во что-то, а если увлечен, то говорит и думает только об этом. Коллекционирует вещи, очень наблюдателен и не упускает деталей. Настойчив и не оставляет попыток, даже если сразу желаемое не получается;
- Логическое мышление: ребенок любит задачки на счет, измерение и категоризацию объектов, карты, календари, часы, паззлы и деньги. Организует свое пространство собственным образом, ищет смысл во всем, понимает и может объяснить логические и причинно-следственные связи, правила;
- Чувствительность: ребенок наделен эмпатией – способен переживать чувства других как свои. Обладает развитыми социальными навыками, легко находит общий язык с любым, способен догадываться о проблемах других. Беспокоится о мире, экологии, животных, проявляет яркие эмоции, восхищается красотой;
- Чувство юмора: любит смеяться, понимает шутки и смешно шутит сам.
Развитие таланта – это процесс
Но мало просто заметить одаренность своего ребенка – нужно направить ее в правильное русло. Пока детке не исполнилось 8-9 лет, твоя роль будет довольно проста: нужно замечать сильные стороны ребенка и предоставлять ему соответствующие возможности для практики — материалы, пищу для наблюдений и размышлений. Не забудь так же поощрять любопытство и творчество, оставлять ему инициативу, позволять учиться на своих ошибках и подбрасывать новые задачи. Ну и в целом, конечно, быть в курсе происходящего в интересующей ребенка области.
Но чем старше становится твое одаренное чадо, тем больше сил, денег и времени придется вкладывать в талант. Твоя задача – создать для ребенка развивающую среду: найти наставников и специальную образовательную программу – ту, что учтет его особые способности и потребности, даст новые подходы и навыки, провоедет его через грамотно выстроенную лестницу целей.
Велик бывает соблазн родителей стать единственным продюсером и тренером своего ребенка, самим контролировать, развивать и полировать его талант. Помимо очевидных трудностей на этом пути есть еще и ловушки, и самая серьезная из них – забыть, что ребенку любой степени одаренности нужны просто родители: поддерживающие, верящие, воспитывающие, любящие его безусловно, вне зависимости от успехов.
И конечно не стоит забывать, что талант не должен заслонять личность самого ребенка, становиться единственной точкой приложения усилий и помощи, интереса и заботы, той самой корзиной, куда складывают все яйца. Дети – сложные и многофакторные существа, никто не может дать гарантии, что интерес ребенка к одной области деятельности не закончится внезапно, что он не перерастет свой талант, и развитие способностей не будет остановлено неожиданными препятствиями.
Настоящий талант пробьется сам?
Часто встречается заблуждение, что для развития истинного таланта (или дара в некоторых специфических областях) наставник не нужен. Но это не так. Все без исключения выдающиеся люди с благодарностью говорили об огромном и неотъемлемом вкладе тех, кто в нужный момент помогли, подтолкнули, подсказали. Трудности работы в коллективе или отсутствие окружения и наставников, соответствующих уровню потребностей ребенка, становятся препятствием, которое мешает ему развиваться. Важно помогать эти трудности компенсировать.
Раз талантлив – будь звездой?
В числе современных весьма завышенных ожиданий от родителей – требование непременно вырастить «звезду», вундеркинда, необыкновенного ребенка. Такие дети вынуждены соответствовать постоянно растущей планке, которая отодвигает на второй план обычную жизнь, обесценивает нормальное, по возрасту развитие. Кроме того, стремление сделать из ребенка знаменитость невротизирует и родителей и детей, заставляет лихорадочно записываться во все кружки и секции подряд и переживать горькое разочарование от отсутствия выдающихся способностей. Участие в этой гонке не делает детей счастливее и не дает им больше шансов на успех. Зато отнимает у них отдых, время игры, общения и размышлений, а главное — заражает их непроходящим стыдом. Более того, искусственная стимуляция развития в долгосрочной перспективе часто приводит к обратным результатам – к задержке развития в важных областях.
Особенные способности есть действительно не у всех детей, и это нормально. Кроме того, есть немало видов деятельности, для которых в принципе невозможен ранний старт, и не исключено, что твой ребенок преуспеет именно в таком. А возможно, он станет одним из первых в каком-то новом направлении, о котором мы еще даже не слышали. Необязательно концентрироваться на розысках возможных талантов, гораздо важнее научить ребенка наблюдать, логически мыслить, общаться, задавать вопросы, действовать самостоятельно и в коллективе, последовательно трудиться, ценить красоту.