Образование

«Идти таким же путем никому не советую»: как за время декрета я стала стоковым иллюстратором

Почему я решила поменять профессию

По образованию я инженер радиоэлектронных систем — пять с половиной лет университета (тогда еще не было деления на магистратуру и бакалавриат) и год аспирантуры. Направление учебы, как многие мои ровесники, я выбрала почти случайно — точные науки давались легко мне и нравились, а еще по этому же направлению учились и работали мои родители.

Учиться мне нравилось, было легко и интересно. Но вот с работой оказалось иначе. По специальности я трудилась с третьего курса — пришла на производственную практику на крупный оборонный завод и там осталась до первого декрета, выросла за это время от техника до инженера-конструктора. После декрета перешла инженером в сотовую компанию — работа там показалась мне более интересной и денежной. Но в итоге бесконечные документы, согласования, потоки данных — мне казалось, что я задыхаюсь под грудой бумаг. Во второй декрет я уходила с мыслью — не хочу сюда возвращаться.

Примерно в то же время у меня появилась отдушина — я начала активно общаться в популярном тогда «Живом Журнале» и нашла там сообщество рисующих людей. Рисую я с детства, окончила художественную школу, но потом творчество надолго забросила. В ЖЖ у меня появилась компания единомышленников, и я стала рисовать всё больше и больше. Тогда как раз начался флешмоб «Рисуй каждый день», и я оторвалась за все прошедшие годы. И так погрузилась в это, что поняла — мне мало рисования как хобби, я хочу сделать это своей профессией, чтобы рисовать не полчаса раз в неделю после работы, а весь день и каждый день.

О получении полноценного второго образования в тридцать лет речи не шло — дорого, да еще и двое детей на руках без помощи бабушек и нянь — один шестилетний, второй младенец. Свободное время можно было выкраивать с трудом, и оно было очень сильно разбросано — тут десять минут, там час. И я стала искать другие возможности. 

Как проходила учеба и почему я совмещала ее с работой

Фото: Getty images

Примерно в это же время я узнала про микростоки — это сервисы по продаже лицензий на изображения. Покупают эти лицензии по всему миру и используют иллюстрации везде, где не требуется уникальность — в производстве текстиля, в полиграфии, в создании сайтов и игр, в рекламе. Стать автором-поставщиком контента на микростоках было несложно — на многих из них нужно было сдать небольшой экзамен и/или прислать несколько пробных работ.

Меня подкупило то, что на стоках никого не интересовала ни моя личность, ни наличие у меня образования — главное, чтобы мои картинки устраивали покупателей. При этом высоких требований к изображениям не предъявляли: стоковая иллюстрация — вообще специфический рынок, тут не нужны ни академическая правильность, ни потрясающая техника — надо лишь, чтобы рисунок подходил под свою функцию — стать иконкой приложения, деталью узора на ткани или вписаться в дизайн этикетки.

Комиссионные автору за продажу лицензий в основном небольшие — от 10-15 центов, иногда несколько долларов или больше (в зависимости от условий лицензии на использование изображения и тиража готового изделия). Но фокус в том, что удачная картинка может продаваться сотни и тысячи раз — и приносить в итоге довольно много.

Я перечитала всё, что нашла, о требованиях к работам, правилах, авторских правах, и стала каждую свободную минуту отдавать либо рисованию на стоки, либо учебе. Мамы младенцев поймут, сколько их у меня было, этих свободных минут, откушенных от сна и отдыха. Но один из моих главных талантов — феноменальное упрямство. И у меня появились первые деньги, заработанные карандашом и стилусом. Их я тратила в основном на образование.

Онлайн-обучение в то время было не очень развито — 2012-2013 годы, все только начиналось. Я пошла в одну из первых онлайн-школ рисования — на их первый же открывшийся курс. Обучение было построено в виде видеоуроков, после каждого из которых нужно было выполнить задание — нарисовать работу по уроку и загрузить на портал — без этого не открывался доступ к следующему уроку.

Фото: Getty images

Было не особенно трудно, мне здорово помогала полученная в детстве в художке база, да и в обучении не ставилось целью получение профессии — учеба здесь позиционировалась больше как хобби и развлечение. Пройдя несколько курсов в этой школе, я сходила на несколько очных мастер-классов — поскольку я живу далековато от столиц, мастер-классы у нас были тогда не частым явлением.

Дальше я брала почти все онлайн-уроки, до которых могла дотянуться — а они появлялись в большом количестве, онлайн-обучение стремительно развивалось. Покупала книги, с жадностью читала все, какие могла найти, блоги художников и иллюстраторов от самых первых записей. Больше всего мотивировало, конечно, то самое ЖЖ-сообщество рисующих. У меня появилось много подруг, которые здорово меня поддерживали. Многие из них тоже пробовали рисовать на стоки, и мы постоянно обменивались опытом и рассказывали друг другу о первых маленьких победах.

Без этой поддержки я бы вряд ли что-то смогла. Муж с самого начала относился к рисованию как к приятному хобби и не верил, что этим можно полноценно зарабатывать — к тому же без профильного образования. Поэтому о своих надеждах я ему говорить не хотела — мне и своего скептицизма и самокритики хватало. Но упрямство всё же победило. В два с половиной года младший сын пошел в садик, а я поехала увольняться с предыдущей работы. 

К тому времени мои ежемесячные заработки сравнялись с моей зарплатой до декрета. В дополнение к микростокам я стала иногда брать заказы и параллельно продолжала учиться. Уже не всему подряд — курсов и уроков становилось всё больше, а я уже не хваталась за всё доступное, а выбирала, так как более-менее определилась со специализацией — фуд-иллюстрация и ботаническая иллюстрация. В основном делала упор на второе — сказалось мое детское увлечение ботаническими справочниками.

В этой области я и продолжала специализироваться и несколько лет назад стала членом Российской Ассоциации Художников Ботанического Искусства (SABA Russia). С тех пор я активно принимаю участие в их выставках — как «настоящий» художник, что, конечно, очень греет душу самоучки.

Сейчас основной доход я всё еще получаю с микростоков, хотя эта область постепенно становится всё менее денежной — конкуренция увеличивается, комиссионные падают, к тому же живых художников стали активно теснить нейросети. Иногда беру заказы — на иллюстрации для ботанических справочников, на лекарственные растения для этикеток натуральной косметики и тому подобное.

Что такое работа стокового иллюстратора

Фото: Getty images

Иногда популярной на стоках может стать совсем простенькая картинка — и принести автору в итоге тысячи долларов и больше. Но одной, пусть даже самой замечательной, и даже десятка или сотни замечательных картинок для регулярных сколько-то заметных заработков недостаточно — нужно постоянно загружать новые изображения, стараясь, чтобы они отвечали запросам рынка.

Стиль, цветовая гамма, тема, удобство использования дизайнером, время загрузки, месяц, сезон, предстоящие праздничные даты — играет роль всё. К тому же стоки постоянно меняют алгоритмы выдачи, непредсказуемо перетасовывая порядок иллюстрация, выдаваемых на запрос пользователя.

Часть картинок я рисую акварелью, сканирую и обрабатываю, часть рисую сразу в цифровом виде. Каждое изображение нужно снабдить подробным описанием на английском языке и списком ключевых слов, по которым, как предполагается, его будут искать покупатели. Это я делаю с помощью специальной программы — я работаю с десятком разных стоков, у каждого свои требования к формату файлов и их загрузке: где-то нужно упаковывать файлы в архив, где-то сопровождать большое изображение превью маленького размера — со всем этим помогает программа, вручную это делать было бы слишком долго.

Всё осложняется отсутствием обратной связи между иллюстратором и покупателем — невозможно узнать, почему та или иная картинка стала особенно популярна или наоборот, «утонула» среди множества подобных. Со временем и опытом приобретаешь некоторое чутье, но и оно не всегда помогает.

За годы моей работы иллюстратором появилось множество курсов и гуру, обещающих любого научить зарабатывать на стоках и открыть все-все секреты. Но знаю многих, проходивших эти курсы и увы, получивших в лучшем случае только нестабильный и маленький доход. Многие, начинавшие рисовать на стоки одновременно со мной, разочаровались в самой идее. Мне повезло больше. Конечно, сыграло роль и то самое мое железное упрямство, и дисциплина, и то, что я постоянно до сих пор учусь. Но еще значительная доля моего успеха — удача. Мне повезло.

Мой рабочий день похож на рабочий день многих других женщин-фрилансеров — долгие часы за компьютером или рабочим столом (с бумагой и красками) с редкими перерывами на домашние дела или детей. Да, моя работа более творческая, но много и однообразной рутины — обработка файлов, их описание, переписка с заказчиками или галереями.

Фото: Getty images

К тому же приобретенная когда-то за время декрета привычка работать в любую свободную минуту превратилась в полную потерю способности отдыхать. Теперь мне требуется приложить значительные сознательные усилия, чтобы не сесть рисовать в выходные или поздно вечером. Я знаю, что такое переработки, выгорание и апатия. Но с этим, думаю, сталкиваются многие фрилансеры.

Сейчас я стараюсь больше переключаться на работу на заказ и продажу картин через галереи — стоки платят всё меньше и получать с них деньги при условии санкций всё труднее. Но меня, как и много лет назад, совершенно по-детски радует мысль, что мои картинки кому-то нужны. Время от времени я с помощью поиска по изображениям нахожу, где и как применяются мои работы, но поскольку в моем портфолио их уже больше 17 тысяч, все их обнаружить невозможно. Я нахожу только единицы.

Иногда я встречаю их в реальной жизни — в самых неожиданных местах. Узор на нижнем белье или скатерти, картинка на обложке книги или школьной тетради, чашке или салфетке, на листовке в детской поликлинике или на заставке телепрограммы — мои работы можно встретить везде, и меня это бесконечно радует.

Не меньшим восторгом для меня было увидеть свои картины висящими на выставке — как «настоящему» художнику. Настоящему в кавычках, потому что я всё еще страдаю от комплекса самозванца — во многом из-за отсутствия профильного образования. Идти таким же путем, как у меня, я бы никому не советовала. Это путь очень длинный и кривой, и слишком многое зависит от удачи.

Гораздо проще, и, скорее всего, эффективней получить готовое профильное образование в нужной области и искать работу или заказчиков как дипломированный специалист, тем более сейчас возможностей для онлайн-обучения гораздо больше, чем десять лет назад, когда это делала я.

Хочешь узнать больше о том, как женщины осваивали новую специальность? Читай другие истории из рубрики #вторая_профессия:

  • «Сначала семья будет вас упрекать»: как во время декрета я стала кондитером и зарабатываю минимум 60 тысяч в месяц
  • «Не бойтесь демпинговать»: как я за год стала аналитиком данных
  • «Ты зануда, а в IT за это платят»: как я за три с половиной месяца стала тестировщиком

Источник

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»